Поисковая форма:) поиск по free-lance.ru Топ/история/обновления фриланса, по разным параметрам (темы, сообщения, пользователи...) Автоматическое удаление постов от ненужных юзеров в топике (php скрипт) Досье(точный ник)
 

Ник (или часть ника):
?
Какой текст ищем:
?
Раздел блогов:
За срок
дней
Тип поиска: (по вхождению: по тексту гуг выдаст посты с "гуг", "гугл", "огугл"; "полнотекстовый": по тексту "гуг" выдаст посты только с "гуг")
По вхождению строки:  Полнотекстовый: 
(поиск не 100% актуальный, есть определённая задержка при обновлении данных для поиска. )
0 Всего найдено: 1
Infinita Сообщение 02/11/2011 09:22 Копия темы
Тартюф, рецензия восторженного зрителя) Робкая попытка написать рецензию на понравившийся спектакль)

Вместо предисловия:
Я, если честно, в написаниях рецензий имею ну очень небольшой опыт – у меня слегка иная специализация. Так что на рецензию в привычном, традиционном понимании рассчитывать не стоит. В то же время, смею питать надежду на то, что вот этот опус хоть немного отличается от моих прежних нечленораздельных восхищённых вяков на ту же тему и содержит хоть какую-то информацию, пригодную к размышлению. Ну и просто не могу промолчать, ибо "Тартюф" полюбился мне с первого же просмотра, ну а после второго я пребываю в ещё большем восторге. И просто обязана написать своё мнение по этому поводу.

Итак, о "Тартюфе":
Классика актуальна всегда – на то она, собственно и классика. Но мало показать её зрителю... Надо сделать так, чтобы зритель понял, что ему хотят сказать. Понял и проникся. И мне кажется, что Борису Горбачевскому и господам актёрам это удалось. Удалось гениально – ибо зритель и понял, и проникся, и задумался. Сужу, конечно, по себе. Но не думаю, что сильно ошибаюсь и насчёт других зрителей.
Удалось чудно передать атмосферу произведения Мольера, абсолютно всем. Музыка, декорации, костюмы актёров...
Кстати о костюмах. Во время второго просмотра где-то у себя за спиной я услышала фразу "Они должны быть в париках!". Знаете... Хорошо, что не было этих самых париков. Лишнее, правда.
Музыка... Никто не спорит о том, что классику хорошо "подавать" под классику. Но и из классических произведений ещё нужно уметь выбрать точно, чтобы это сочеталось, смотрелось, звучало. И выбор музыкального сопровождения тут на редкость удачен. Во всяком случае, музыка звучала точно в такт тому, что происходило на сцене. Собственно, именно музыка с самого начала создала нужную атмосферу, правильный настрой, который был необходим для правильного восприятия.
Театр начинается с вешалки, а пьеса началась с появления на сцене главного героя. Выглядело это достаточно символично, пусть и длилось недолго. И честно вам скажу – после такого начала уже перестаёшь думать о чём-то постороннем, всецело погружаясь в сюжет. Хотя казалось бы – ничего вроде бы особенного... Ан нет, всё-таки есть что-то магическое в том, как Тартюф управляет духами-монахами и даже просто двигается по сцене. Впрочем, теперь для меня этот персонаж и правда прочно ассоциируется с мистикой. Не знаю, в том ли был замысел режиссёра или просто так получилось...
Как это бывает во всякой порядочной рецензии, наверное, стоит сказать пару слов и о том, насколько далеко режиссёр в своём прочтении ушёл от автора. Скажу и повторюсь: то, что нам довелось увидеть – истинный Мольер. Нечасто встретишь столь бережное обращение не только с текстом, но и с самой идеей. И, несмотря на то, что "Тартюф" считается комедией, прочтение пьесы режиссёром как трагикомедии, нисколько не исказило её смысла. Особенно если вспомнить, собственно, саму историю создания данного произведения Мольером. Также стоит отметить, что отступив от чисто комедийного жанра, режиссёр смог явить нам новые грани данного сюжета, дать повод для размышлений над судьбой и личностью самого Тартюфа, который предстал в виде весьма неоднозначной персоной.
Стоит отметить также и то, что актёры подобраны просто великолепно. И, собственно, пора перейти к ним, ибо режиссёром я могу восторгаться долго, актёрами ещё дольше, а рецензия между тем бесконечной быть просто не может.
Начнём с госпожи Пернель, матери Оргона. В исполнении Людмилы Скородед, она просто великолепна. К персонажу появляется самая что ни на есть настоящая неприязнь с первых же её слов. Властная и нетерпимая к чужим недостаткам maman, которая не привыкла, что с ней вступают в пререкания и на всё имеет своё собственное мнение. Которое лучше не оспаривать. Настолько замечательно передан характер, что хочется рукоплескать стоя. Что, впрочем, и было сделано.
Оргон, в исполнении Александра Швачунова. Ну держитесь – я постараюсь конечно кратко, но ничего не обещаю, ибо... Ибо столько удовольствия от актёрской игры давно не получала. Александр Сергеевич, по сути, почти в одиночку (не без помощи Соколовой, но о ней позже) обеспечил заявленную комедийную часть спектакля и сделал это превосходно. Мало того – он замечательно передавал все состояния Оргона, полностью открывая его личность зрителям со всех сторон. А личность, надо сказать весьма и весьма многогранная. Простак, достаточно жёсткий и даже жестокий отец, преданный поклонник и друг, недоверчивый супруг, но в целом неплохой человек, со своими слабостями – и это всё Оргон.
Отдельно стоит сказать и о мастерстве актёра управления собственным голосом. Я уже упоминала о том что Александра Сергеевича можно сравнить с виртуозом-музыкантом, который прекрасно играет на своём инструменте – голосе, великолепно передавая оттенки, настроение, мысли... В сущности, Швачунов мог бы просто стоять и говорить – интонации сделали бы своё дело. К счастью, он играл не только голосом.
Эльмира... Тут у меня случилось раздвоение восприятия. Я видела её в исполнении как Ольги Яковлевой, так и Елены Петровой. И теперь просто разрываюсь. Обе – великолепны. Обе потрясающе передали характер хозяйки дома, но у каждой Эльмира, естественно, получилась своя. У Яковлевой – более строгая, правильная, радеющая за мир в собственном доме. У Петровой – женственная, больше поддающаяся чувствам, но... Но всё же верная своему долгу. И знаете – не могу я сказать, кто исполнил эту роль лучше. Обе прекрасны.
Дамис – вспыльчивый, жаждущий справедливости сын Оргона, в исполнении Михаила Тюленева. На мой взгляд, таким нетерпимым и непримиримым Дамис и должен быть. Его ненависть к Тартюфу – вообще отдельная тема. Её реально можно было почувствовать. Как и отчаяние сына, которого отец выгоняет из собственного дома, да ещё и по вине недруга. Даже удивительно, насколько правильно и точно переданы все эмоции, которые испытывает юноша.
Мариану мне тоже посчастливилось увидеть в исполнении двух актрис – Людмилы Акимовой и Дарьи Ковалевой. Но тут – однозначно вторая. Нет, Акимова тоже великолепно сыграла, но Ковалева более живая, что ли... Хотя сказать однозначно не могу – слишком мало всё-таки в спектакле Марианы, для того чтобы можно было дать более полную оценку. Да и потом, я не критик, а скромный зритель, потому и мнение моё весьма условно.
Валер. Евгений Сетьков. Ну что тут сказать – прекрасно. Влюблённый юноша, терзаемый обидой, надеждой. Старающийся возвратить свою боль той, что её причинила, скрыть свои чувства под маской беспристрастности. Сетьков просто превосходно исполнил свою роль, блестяще показав эмоции, испытываемые Валером.
Клеант в исполнении Эдуарда Баранова... Ну, Баранова, как актёра, я люблю давно. И каждый раз заново им восхищаюсь. В этой же роли он снова – великолепен. Именно таким, на мой взгляд и должен быть брат Эльмиры.
Дорина, роль которой исполнила Лариса Соколова – это же что-то гениальное! На пару со Швачуновым, она прекрасно справилась с комедийной частью произведения. Такой и рисовалась моему воображению горничная Марианы: резкая на язык, остроумная, но в то же время мудрая и сострадательная женщина. Собственно, она одна в открытую и противостояла, как своему хозяину, так и Тартюфу. Соколова прекрасно справилась с ролью.
Господин Лояль, судебный пристав. Валерий Ломако появляется на сцене всего на несколько минут, но с первого же мгновения становится понятно – перед нами лауреат Госпремии России, настоящий мастер. Как всегда безупречен и великолепен.
Ну и... Как всегда, оставляю "на десерт" самое-самое... Итак – Тартюф. Андрей Колобинин. Вот здесь – небывалый случай – у меня даже слов не найдётся, ибо всех их будет недостаточно для того чтобы в полной мере выразить всю степень моего восторга. Гениально, превосходно, великолепно, прекрасно – и всё это умножить на миллион. И то слабо будет передано впечатление, сформировавшееся по поводу данного персонажа в исполнении Андрея Николаевича.
Собственно, благодаря столь талантливой игре я тут мыслью по дереву и растекаюсь. Ибо впечатлилась – очень. В исполнении Андрея Колобинина перед нами предстаёт не просто мошенник и лицемер, а сложный и даже в некотором роде хороший человек, которому можно и нужно посочувствовать.
Присущ Тартюфу и некоторый мистицизм, о котором я уже упоминала выше. Присутствие его ощущается на сцене, даже когда самого персонажа поблизости и не видно. Или когда он выходит, никем не замеченный. Создаётся атмосфера какой-то его власти над всем происходящим. Усиливается это впечатление в финале, когда становится понятно, что Тартюф не просто ещё один герой... Это, можно сказать, кукловод, который в некоторой мере управляет всеми остальными персонажами, при этом не забывая играть и свою роль.
Несмотря на свою натуру, Тартюф неожиданно оказывается более честным и постоянным в своих намерениях, нежели все остальные участники действа. Ну а благодаря любви к Эльмире – ещё и более человечным. Пусть это чувство – единственное светлое (да и то не совсем), что есть в Тартюфе. Однако и этого достаточно для того чтобы в некотором роде проникнуться симпатией и сочувствием к герою. И становится понятно отчаяние персонажа после признания, не нашедшего должного отклика в сердце любимой, а также его гнев после того, как эта самая любимая Тартюфа обманула и предала.
Благодаря Андрею Колобинину мы видим по сути несчастного, запутавшегося человека, который просто когда-то ошибся в выборе правильного пути. И вот знаете, во время упомянутых сцен как-то уходит на задний план то, что перед нами лицемер и плут. Искренне любящий и сгорающий от своей любви – таким предстаёт Тартюф в эти моменты.
Но, конечно, нам довелось увидеть и другие стороны его личности. Обманщик, предатель – всё тут. Под конец действия даже снова начинаешь радоваться за обитателей дома Оргона, которым удалось избежать страшной участи. Но испытывать однозначную неприязнь к Тартюфу уже не получается.
Собственно мысль, которая вытекает после наблюдения за персонажем: не каждый плохой человек изначально и до конца плох. В каждом злодее есть что-то доброе и светлое. Точно также, как и в каждом хорошем может затаиться и выплеснуться в определённый момент некоторая подлость. Мысль стара как мир, однако показана достаточно наглядно.
Сам финал, одновременные признания Тартюфа и Эльмиры, а также окончательное торжество главного героя над остальными персонажами – это, на мой взгляд, именно то, о чём умолчал в своё время Мольер. Эти моменты позволяют понимать, что на самом деле Тартюф далеко не побеждён и только за ним – последнее слово. Ну а благодаря мастерству актёров, финал получился настолько пронзительным, что это даже шокирует. Вся история, развернувшаяся на сцене, предстаёт теперь в несколько ином свете и это – очередной повод к размышлениям о сюжете, о личности героев. Цепляет такой финал и не даёт оставаться равнодушным (если у кого-то это вдруг и получилось по ходу действия).

Что-то вроде послесловия:
Этот спектакль можно сравнить с хорошей книгой, которую хочется перечитывать время от времени. С болезнью (подозреваю, в моём случае – неизлечимой). С громом среди ясного неба. С ошеломляющим по силе оружием массового поражения. Но лучше не сравнивать.
Лучше вновь и вновь возвращаться к нему, каждый раз открывая для себя что-то новое, находя пищу для размышлений, каждый раз иначе переживая то, что происходит на сцене...
И наслаждаясь результатом поистине гениального творческого союза автора, актёров и режиссёра. И искренне восхищаясь всеми перечисленными.

И отдельная просьба к тем, кто дочитал аж до конца – сигнализируйте, пожалуйста как-нибудь) Ибо существо я всё-таки тщеславное и хотелось бы знать, что мыслью в ночи по дереву я растекалась не совсем напрасно)
0

©2008 edogs egods
Выразить восторг, поругаться
или предложить что-нибудь можно на форуме
Для обсуждения этого сервиса так же есть темы на фрилансе по
поиску , флудотопу ,и по удалённым сообщениям ,и по Актуальным/популярным темам , и по топу "кто кому больше наотвечал"